1477

Байланыс орталығы

Жұмыс күндері, сағат 09:00-ден 18:30-ға дейін

Алмат Басенов: Признание нумизматов мира нужно заслужить

Казахстанский монетный двор за время работы отмечен в 23 номинациях в международных конкурсах

Казахстанский монетный двор Национального банка РК за время своей работы был отмечен в 23 номинациях в международных конкурсах в России, Италии, Германии, Австралии, Мексике, Польше и других странах. Самым запоминающимся признанием для отечественных дизайнеров была победа в Канберре (Австралия) в 2010 году монеты «Тигр» сразу в двух главных номинациях – «Самая красивая монета года в мире» и «Самая технологически сложная»: за нее было отдано 48 голосов из 52 возможных. Какие монеты центробанков мира удивляют казахстанских специалистов и что такое «попсовость» в дизайне корреспонденту «Капитал.kz» рассказал главный дизайнер управления по работе с наличными деньгами Национального банка РК Алмат Басенов

– Алмат Галиевич, какие тренды мирового рынка коллекционных монет можете отметить?

– За последние несколько лет рынок коллекционных монет сильно сдвинулся в сторону подарочного сегмента. Если раньше участниками коллекционного рынка были в большинстве своем нумизматы, то сегодня многие приобретают монеты в качестве подарка или сувенира. Данный фактор запустил цепную реакцию в технологии и дизайне монет: они стали более «попсовыми», тем самым удовлетворяя спрос. Если честно, многие монетные дворы мира, ранее придерживавшиеся консервативного подхода при разработке и производстве коллекционных монет, пересмотрели свою позицию и ушли в сторону излишне сувенирного направления. По моему мнению, коллекционные монеты должны быть более сдержанными в своем художественном исполнении и максимально информативными. На сегодня в целом мировые эмитенты немного успокоились, и вернулись к классическому подходу к дизайну, во всяком случае, такая тенденция уже прослеживается.

– Что в вашем понимании «попсовость» монеты?

– Вы знаете, например, некоторые монетные дворы выпускали монеты из благородных металлов – золота и серебра – заливая их цветом полностью. То есть получаются, на мой взгляд, неоправданно пестрые монеты. Если сделать легкое обозрение мирового рынка, то чрезмерно цветными эффектами увлекаются юго-восточные страны и их центробанки. Залитая краской золотая монета – это лично для меня печальное зрелище…

– Но ведь это неплохо, когда монеты становятся ценным подарком?

– Согласен. Но есть так называемые, правила жанра, которыми не стоит пренебрегать.

– В коллекции Нацбанка страны тоже есть монеты с применением цвета…

– У нас есть цветные серии, но там немного другой подход. Имеется серия «Изобразительное искусство Казахстана», где на монеты выкладываются значимые произведения классиков живописи, и они получаются в виде маленькой серебряной миниатюры художественного произведения. Это максимум, что используется в цвете. Мы в принципе с цветом стараемся достаточно деликатно обращаться. Наше кредо – небольшие цветные фрагменты для усиления темы в дизайне и все.

– Вы не против того, чтобы коллекционные монеты приобретались в дар?

– Я только за. И скажу вам больше, существует несколько причин, которые объясняют ценность подарка в виде монеты. Например, любая из них – это подарок возрастающей ценности. Подарив монету из любой серии, вы можете не сомневаться, что ее стоимость будет с каждым годом только расти. Все дело в том, что у каждого выпуска есть тираж, который не может быть увеличен после заявленного количества ни по каким причинам.

Например, Национальный банк Казахстана заявил 3 тыс. монет одного вида, и данная информация становится одной из причин возрастающей ее ценности. То есть тысячи нумизматов хотят получить хотя бы одну из 3 тыс. монет в свою коллекцию. И те, у которых она есть, знают об этом, предлагая рынку по цене, намного выше от ее первоначальной стоимости.

Кстати, за тиражом пристально следят как мировые нумизматические сообщества и редакторы специализированных каталогов, так и крупные коллекционеры. И если какой-то из центральных банков выпускает дополнительно или больше заявленного количества, то он надолго выпадает из монетного сообщества, а доверие к нему падает и очень долго не восстанавливается.

– Почему?

– Потому что если тираж довыпущен или увеличен от заявленного, то коллекционерам сложно определить, во сколько раз монета может вырасти в цене и стоит ли ее рассматривать как возможность инвестировать капитал. Это все тонкие материи, но коллекционеры поймут, о чем речь… Если монета заявлена определенным тиражом, то он соблюдается монетным двором жестко. А вот количество медалей и жетонов не регламентировано. Поэтому их ценность в качестве инвестинструмента невысокая.

– Напрашивается вопрос: окупаются ли монеты?

– Выпуск коллекционных монет – это составляющая странового имиджа. Любое государство, имеет оно монетный двор или нет, выпускает свои коллекционные монеты, потому что это замечательный инструмент для PR страны. Это месседж с кусочком истории и культуры миру. Через монеты мы пытаемся рассказать о Казахстане как о государстве с многовековыми традициями и необычной культурой. Если затрагивать экономическую тему, то Нацбанк по закону не преследует от выпуска коллекционных монет коммерческих интересов.

– Насколько сильна конкуренция между монетными дворами?

– Конкуренция есть, и она жесткая. Это касается как вопросов дизайна, так и технологий производства. Все пытаются сделать то, чего еще никто не делал по обоим направлениям.

Например, казахстанский монетный двор первым в мире начал применять тантал. Этого редкоземельного металла в чистом виде в природе не существует. При этом активно его применяют в аэрокосмической сфере. Но ни одна страна в мире не работает с ним для выпуска монет, потому что он гиперэластичный и его использование технологически сложное. Например, из-за своей мягкости и эластичности он залипает на штемпель – чеканный инструмент. Есть еще множество нюансов, которые стоит учитывать при использовании тантала.

– Как вы решились тогда его использовать?

 Совпала идея и желание удивить технологией: мы разрабатывали тему освоения космоса, поскольку на территории Казахстана находится первый и крупнейший в мире космодром «Байконур». После детального изучения темы мы решили использовать данный металл, тем более что его производят на соседнем предприятии – «Ульбинском металлургическом заводе» в Усть-Каменогорске. Кстати, в 2020 году будет выпущена монета «Белка – Стрелка» из серии «Космос» в честь 60-летия со дня их успешного полета, открывшего человечеству путь в космос.

Кстати, казахстанские инженеры освоили технологию изменения цвета тантала и добавили в его цветовую палитру до 18 цветов и оттенков. Для дизайнера это колоссальное расширение границ возможностей для воплощения идеи. Данный металл разного цвета можно увидеть в серии «Знаки зодиака». Монеты из тантала – это казахстанское запатентованное ноу-хау, и на сегодня многие зарубежные нумизматические компании формируют заказы на производство с его применением.

– Монеты каких центробанков лично вас и команду дизайнеров удивляли?

 Если учесть, что казахстанский монетный двор входит в пятерку лучших монетных эмитентов мира, то нас в принципе сложно удивить. Но могу выделить концепцию монет стран Балтии, и, в частности Литвы. Они симпатичны мне своим минимализмом, аскетизмом и очень четкой философской идеей при ограниченном художественном выражении. Или французский монетный двор Monnaie de Paris, который применяет все самые последние технологии выпуска и удивляет маркетинговой стратегией. Например, он выпускал монету «Яичница от шеф-повара». Кстати, австрийский монетный двор, как и мы, работает с редким металлом – ниобием. Это также редкая технология и она заслуживает высокой оценки.

 Лично меня вы удивили, выпустив буквально на днях биколорные циркуляционные монеты номиналом 100 тенге JETI QAZYNA …

 Наше призвание – удивлять и выводить любой предмет дизайна за рамки обыденности. К тому же это экспорт истории и культуры страны за рубеж и ликбез для самих казахстанцев. Мы тоже называем JETI QAZYNA прорывным, потому что подобного масштаба проекта у нас еще никогда не было: в серии представлены все виды коллекционных и коллекционно-циркуляционных монет. Биколорные циркуляционные монеты номиналом 100 тенге представлены в 7 видах – «ER JIGIT», «SULÝ ÁIEL», «QUMAI TAZY», «AQYL BILIM», «BEREN MYLTYQ», «JÚIRIK AT», «QYRAN BÚRKIT». Эти монеты выйдут в обращение исключительно через банки второго уровня с последующим использованием в наличном денежном обращении наряду с обычными циркуляционными монетами.

– Честно говоря, я вижу в этом проекте и желание стимулировать коллекционирование отечественных монет…

 Да, не спорю. Это также было одной из целей.

– В этом году казахстанские монеты участвуют в международном конкурсе «Монетное созвездие-2020»?

 Да, в конкурсе представлены 7 казахстанских монет 2019 года выпуска – «Quraq kórpe», «ÚKI» (Филин), «Á.Qasteev» «Búrkitshi», «Тобольский мыслитель», «Qyz uzatý», «Евразийский экономический союз. 5 лет», а также циркуляционная монета номиналом 100 тенге на латинской графике. Международный конкурс монет проходит в режиме онлайн с 15 октября по 15 декабря 2020 года и за наши монеты можно проголосовать.

Источник: Kapital.kz

Жоғарыға