1477

Контакт-центр

Рабочие дни, с 09:00 до 18:30

Платежные системы 30 вопросов

Добрый день! В апреле этого года взяла кредит в Народном банке на сумму 5779539 теңге,. Первый платеж составлял 205000, остальное время оплачиваю по 170655,12 тенге. Тогда они не предупредили и не сказали способ платежа и не дали мне договор на руки. У меня аннуитетный платеж, хочу перевести на дифференцированный платеж. Позванила на колл центр, сказали что у них не рассмотрено такой вид платежа. Где и в каком законе написано что клиент может сам выбирать способ платежа в РК и могу ли я жаловаться как потребитель?

Вопрос: Динара Дуанбекова
Категория: Платежные системы

С 1 января 2020 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан (Указ Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан». В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» Агентство осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (в том числе: 1) банков второго уровня; 2) организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; 3) организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (микрофинансовая организация, кредитное товарищество, ломбард, организация, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов); 4) коллекторских агентств) а также иных лиц в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, в том числе, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.

Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Республики Казахстан является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции (в части платежных организаций, инкассаторских организаций, обменных пунктов и подотчетных финансовых организаций в рамках валютного законодательства) государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 34 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон), Банковские заемные операции осуществляются в соответствии с Правилами о внутренней кредитной политике, утверждаемыми органом управления банка, ипотечной организации или организации, осуществляющей кредитование субъектов агропромышленного комплекса, сто процентов голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу. Органом, осуществляющим внутреннюю кредитную политику, является кредитный комитет банка. Одновременно, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40-5 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», банки формируют систему управления рисками которая содержит внутренние политики и процедуры по управлению рисками и внутреннему контролю. Таким образом, банки самостоятельно принимают решение по кредитованию категории лиц, которым могут предоставляться займы, необходимые для этого критерии их платежеспособности, иные условия кредитования и пересмотру условий кредитования.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39 Закона, в договорах банковского займа, заключаемых с физическими лицами, в том числе договорах ипотечных займов, банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливается фиксированная либо плавающая ставка вознаграждения и указывается метод погашения займа по выбору заемщика из предложенных банком на дату заключения договора банковского займа. Банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, вправе предложить заемщику дополнительные методы погашения займа, рассчитанные в соответствии с их внутренними правилами. До заключения договора банковского займа с физическим лицом, не связанного с предпринимательской деятельностью, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, обязаны предоставить физическому лицу для выбора условия кредитования, при которых не предусмотрено взимание комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, а также условия кредитования, предусматривающие право банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, взимать, помимо ставки вознаграждения, комиссии и иные платежи, связанные с выдачей и обслуживанием займа и предусмотренные договором банковского займа. Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны в договорах банковского займа указывать все комиссии и иные платежи, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием займа, и не вправе в одностороннем порядке вводить новые виды комиссий и иных платежей в рамках заключенного договора. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона, запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Дополнительно сообщаем, о возможности обратиться самостоятельно в Банки второго уровня, по вопросам изменения методов погашения с аннуитетного на дифференцированный платеж. Также сообщаем, при наличии нарушения прав и интересов потребителей финансовых услуг необходимо обращаться в Агентство. Обращения направляются либо в общественные приемные Агентства по адресу: г. Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, (телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:30), либо через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Доброго времени суток! Мы юридическое лицо оказывающее услуги по продаже товаров принимаем оплату от клиентов наличным и безналичным расчётом. При приёме платежа безналичным способом мы используем банковские POS-терминалы, коих сейчас очень много (от новоформатных KaspiQR и HalykQR до обычных как Нурбанк и пр.), которые могут предоставить чеки. Помимо чеков с терминалов мы предоставляем фискальные чеки с ККМ. Как Вам известно, по законодательству РК фискальные чеки должны содержать определённый перечень информации и предоставляться клиенту на двух языках, соответственно казахском и русском. В практике чаще всего чеки предоставляются на русском языке. В случае, если будет отсутствовать возможность предоставить чек с ККМ на казахском языке, соответственно мы будем нести ответственность на основании норм КоАП РК. На основании изложенного возникает следующий вопрос: В случае, если клиент попросит чек с POS-терминала на казахском языке, но этого мы сделать не сможем по причине того, что терминал и программное обеспечение для него предоставляет банк, кто будет нести ответственность? ТОО, которое просто использует POS-терминал на основании гражданско-правовых отношений с банком? Или банк, так как это их терминал и разработкой программного обеспечения для него занимается непосредственно банк?

Вопрос: Дуйусен Аздеров
Категория: Платежные системы

В целях реализации права граждан Республики Казахстан, установленного Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», на свободный выбор пользования языком, банками, являющимися собственниками POS-терминалов, проводится плановая работа по обеспечению использования казахского языка в собственных информационных системах. Так, частью банков реализовано использование казахского языка в выдаваемых POS-терминалами чеках. Остальными банками планируется проведение работ в различные сроки в зависимости от необходимого уровня технических доработок собственных систем. При этом полагаем, что клиенты банков (торговые точки) не должны нести ответственность за отсутствие в установленном банком POS-терминале возможности печати реквизитов чека на казахском языке.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Банк кызметкерлерине жумыс уакытында берилген арыз негизинде "Бугатталган карта бойынша операцияны токтатып кери кайтарып алуга кукык берилгенбе?" Банк кызметкерлертнин картаны бугаттау ушин арызды кабылдаганнан кейинги ис арекеттери кандай занда козделген?

Вопрос: Маржанкуль Булисбаева
Категория: Платежные системы

«Төлемдер және төлемдер жүйелері» ҚР Заңының (бұдан әрі – Төлемдер туралы заң) 39 бабына сәйкес төлем карточкаларын шығару және пайдалану төлем карточкасы эмитентінің (банк) төлем карточкасын ұстаушымен (клиент) жасаған шарты негізінде жүзеге асырылады. Төлем карточкасының эмитенті өзінің интернет-ресурсында төлем карточкасының түрлері мен оны беру шарттары туралы ақпаратты, төлем карточкасын беру туралы үлгілік шартты, төлем карточкасын пайдалану кезіндегі қауіпсіздік шаралары туралы ақпаратты орналастырады. Осылайша, банктің интернет-ресурсында төлем картасын блоктауды қоса алғанда, шығару және пайдалану шарттары бар үлгілік шарт орналастырылған.

Сонымен қатар Төлемдер туралы заңның 46 бабының 7 пунктінде банктің нұсқауларды орындаудан бас тарту негіздері, сонымен қатар «Қылмыстық жолмен алынған кірістерді заңдастыруға (жылыстатуға) және терроризмді қаржыландыруға қарсы іс-қимыл туралы» ҚР Заңымен (бұдан әрі – Заң) қарастырылған жағдайлар қарастырылған.

Өз кезегінде, Заңның 11 бабының 2 тармағына сәйкес қаржы мониторингінің субъектілері қылмыстық жолмен алынған кірістерді заңдастыруды (жылыстатуды), терроризмді қаржыландыруды және жаппай қырып-жою қаруын таратуды қаржыландыруды болғызбау мақсатында ішкі бақылау ережелерін және оны жүзеге асыру бағдарламасын әзірлейді, сондай-ақ ережелерді сақтауға және бағдарламаны іске асыруға жауапты болады. Осыған байланысты банк комплаенс-тәуекелді басқару саясаты шеңберінде әзірленген шарттарға сәйкес (мәміленің сипатын, мақсатын және сомасын талдау арқылы) клиенттің нұсқауларын орындаудан бас тартуы мүмкін.

Қаржы нарығы мен қаржы ұйымдарын мемлекеттiк реттеу, бақылау және қадағалау туралы ҚР Заңы мен Қазақстан Республикасындағы банктер және банк қызметі туралы ҚР Заңымен Қазақстан Республикасының Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігі банктердің тәуекелдерді басқару және ішкі бақылау жүйесін қалыптастыру тәртібін айқындайды және қылмыстық жолмен алынған кірістерді заңдастыруға (жылыстатуға) және терроризмді қаржыландыруға және жаппай қырып-жоятын қаруды таратуды қаржыландыру қарсы іс-қимылдарды болғызбау мақсатында банктердің Ішкі бақылау ережелеріне талаптар орнатады және банктердің көрсетілген тәртіп мен талаптарды орындауын қадағалайды.

Сонымен қатар, бұл хат Ұлттық Банктің ресми жауабы болып табылмайтынын және тек түсіндірме сипатында екенін хабарлаймыз. Ұлттық Банктің ресми жауабын алу қажет болған жағдайда Қазақстан Республикасының Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексіне сәйкес жазбаша өтінішпен жүгіну қажет.

Здравствуйте. Вопрос о Проект ПП НБК О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг и безналичных платежей. Прокомментируйте, пожалуйста, почему в предлагаемых изменениях в пункт 4-1 написано: 4-1. Иностранцу и лицу без гражданства, временно пребывающему или постоянно проживающему в Республике Казахстан, выпуск платежной карточки осуществляется при условии представления ими соответственно разрешения на временное проживание в Республике Казахстан или разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан, полученного в соответствии с Законом Республики Казахстан «О миграции населения». А в пояснении к предлагаемому изменению сказано Для усиления требований в отношении банков при выпуске платежных карточек нерезидентам РК в целях минимизации рисков выпуска платежных карточек для осуществления данными лицами противоправных операций, в том числе по незаконному обороту наркотиков и игорному бизнесу. Так выдача платежной карточки будет возможна при личном присутствии и на основании документов, подтверждающих обоснованность нахождения на территории Казахстана (трудовой договор, договор обучения, вид на жительство и т.д.). Таким образом, в поправке сказано, что трудового договора или договора обучения недостаточно для открытия карты в банке Казахстана, а в объяснении сказано, что достаточно. Так всё таки, трудового договора достаточно или нет? Ещё например, гражданину России, не требуется РВП и ВНЖ для временного пребывания на территории Казахстана до 90 дней, как на него будет работать этот закон? Допустим, россиянин устроился на работу в Казахстан и приехал открыть карточку в банке Казахстана, но сам проживает постоянно в РФ.

Вопрос: Георгий Шайдуров
Категория: Платежные системы

Поправки к Правилам выпуска платежных карточек, а также требованиям к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205, были разработаны в связи с участившимися случаями оформления платежных карточек иностранными гражданами в целях их дальнейшей продажи для использования в противоправных операциях, связанных с продажей наркотических средств. Данные поправки направлены на принятие дополнительных мер контроля банками-эмитентами при выпуске платежных карточек иностранным гражданам. Проект   был размещен и доступен для публичного обсуждения на портале открытых НПА до 9 ноября (включительно) текущего года. Обращаем внимание, что ни одно предложение не осталось без внимания, каждое обращение   и   мнение   рассматривалось в индивидуальном порядке для принятия взвешенного и всестороннего решения. Предлагаемые поправки дополнительно были обсуждены с участниками финансового рынка, а также по итогам проведения публичного обсуждения проект доработан с учетом полученных замечаний. Также отмечаем, что вносимые поправки ни в коей мере не создадут препятствий и барьеров для добропорядочных клиентов, работающих в Республике Казахстан. Доработанная версия Проекта будет доведена до сведения общественности дополнительно.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Как можно получить предыдущие сданные формы отчетности 1-ПБ за 1 и 2 кварталы 2023г?

Вопрос: Вера Орешкина
Категория: Платежные системы

Вы можете получить сданные ранее отчеты двумя способами:

  1. Обратиться в территориальный филиал Национального Банка Республики Казахстан по месту нахождения респондента. Контактные данные территориальных филиалов размещены на интернет-ресурсе НБ РК в разделе Статистика –> Формы статистической и административной отчетности -> Перечень форм статистической отчетности по платежному балансу.
  2. Скачать его на Портале сдачи отчетности (https://digital.nationalbank.kz) (далее - Портал). Для этого Вам необходимо:
    1. зарегистрироваться на Портале используя ЭЦП, выданную Вам, как сотруднику ТОО APM Musicland.
    2. в Личном кабинете, кликнуть на пункт «Модуль Отчетность по платежному балансу и валютному мониторингу» и перейти по соответствующей ссылке.
    3. в открывшемся окне, кликнуть на «Сдать отчет»/«История отчетов», указать необходимые критерии фильтрации и нажать на кнопку «Применить».
    4. в списке отчетов выбрать необходимую запись.

в графе «Действия» кликнуть на «Выбрать»/«Скачать загруженный отчет». Файл с отчетом будет сохранен на вашем компьютере.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Требования к руководителю исполнительного органа платежной организации. ст.19 Закона о платежах платежных системах: "Запрещается избирать или назначать руководителем исполнительного органа платежной организации лицо: 1) являвшееся руководителем финансовой организации, в период не более чем за один год до принятия решения о лишении лицензии финансовой организации, повлекших ее ликвидацию и прекращение деятельности на финансовом рынке......." Вопрос: На должность Директора Платежной организации назначается лицо ранее руководившее Коллекторской компанией. Был назначен Директором Коллекторской компании в июле 2020 года,. Коллекторская Компания исключена из реестра в мае 2022 года. Может л назначаться данный руководитель Директором Платежной организации? На сколько мы поняли из толкования статьи про период руководства "не более чем за один год до принятия решения о лишении лицензии", то есть период с момента его назначения Директором коллекторской компании до лишения лицензии должен быть больше одного года? Значит он может назначаться директором Платежной организации, так как период его руководства составляет больше одного года?

Вопрос: Азамат Азыхан
Категория: Платежные системы

Законодательством Республики Казахстан о платежах и платежных системах предусмотрен ряд требований к руководителям платежных организаций. В частности, при назначении или смене руководителя рассматривается его соответствие установленным требованиям, в целях оценки репутационной благонадежности рассматривается предыдущая деятельность, наличие в перечне лиц, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, и другие аспекты, которые будут способствовать проведению полноценной оценки о соответствии кандидатуры на руководящую должность платежной организации. В связи с чем, считаем, что вопрос о назначении на должность директора платежной организации руководителя коллекторского агентства, исключенного из реестра коллекторских агентств, может быть рассмотрен после изучения дополнительных релевантных документов и сведений по предыдущей деятельности и т.п.

Кроме того, согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах», запрещается избирать или назначать руководителем исполнительного органа платежной организации лицо являвшееся руководителем, членом органа управления, руководителем, членом исполнительного органа, главным бухгалтером финансовой организации, в период не более чем за один год до принятия решения о консервации финансовой организации либо принудительном выкупе ее акций, лишении лицензии финансовой организации, повлекших ее ликвидацию и (или) прекращение осуществления деятельности на финансовом рынке, либо вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации финансовой организации или признании ее банкротом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан. Иными словами, запрет установлен для лиц, которые являлись руководителем, членом органа управления, руководителем, членом исполнительного органа, главным бухгалтером финансовой организации на протяжении года, что предшествовал наступлению событий, предусмотренных указанным требованием. Согласно представленной Вами информации, в мае 2022 года финансовая организация исключена из реестра НБРК. Полагаем данная информация требует уточнения по виду финансовой организации и форме разрешения, по которому данная организация была вправе осуществлять свою деятельность.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Здравстауйте!!! Где можно приобрести Цифровой тенге? Какое приложение использовать для цифрового теңге?

Вопрос: Тунык Кабдуллин
Категория: Платежные системы

Рассмотрев Ваше электронное сообщение касательно приобретения Цифрового тенге, сообщаем, что на данном этапе реализации проекта использование Цифрового тенге доступно только среди ограниченного контура в рамках пилотируемых сценариев. В целом, Цифровой тенге полноценно будет внедрен до конца 2025 года.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Добрый день! Меня интересует вопрос касательно отличия между платежным агентом и платежной организацией. Компания имеет свою платформу для мгновенных переводов по всему миру, для чего планирует заключить агентский договор с Банком второго уровня РК. Согласно пп.4) п. 2 ст. 13 Закона о платежах и платежных системах платежная организация может оказывать платежные услуги, указанные в пп.3), 7), 9). А платежный агент пп.2), 3) и 7). 1) Кто может осуществлять процессинг (система электронных платежей)? 2) может ли платежный агент осуществлять переводы электронных денег и принимать платежи?

Вопрос: Жания Тохтаралиева
Категория: Платежные системы
  1. По вопросу осуществления процессинга по платежам.

Согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» (далее – Закон о платежах), платежными организациями при наличии регистрационного номера учетной регистрации могут оказываться платежные услуги, указанные в подпунктах 3), 7) - 9) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона. Обработка платежей в электронной форме (к прим. мобильные платежи, платежи на онлайн торговых площадках) осуществляется платежными организациями в рамках платежной услуги, предусмотренной подпунктом 9) пункта 1 статьи 12 Закона о платежах. При этом суть данной услуги заключается в обработке и передаче соответствующей информации в банк-партнер на основании заключенного с ним договора для выполнения соответствующих окончательных расчетов.

  1. По вопросу осуществления платежным агентом переводов электронных денег и приема платежей.

Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 13 Закона о платежах, платежным агентом и платежным субагентом оказываются платежные услуги, указанные в подпунктах 2), 3) и 7) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, при наличии агентского договора по оказанию платежных услуг в рамках видов платежных услуг, разрешенных для банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и платежных организаций, в частности:

- услуги по приему наличных денег для зачисления на банковские счета, в том числе третьих лиц;

- услуги по приему наличных денег для осуществления платежа без открытия банковского счета отправителя денег;

- услуги по реализации (распространению) электронных денег и платежных карточек.

Прием платежей электронными деньгами, как и их перевод может осуществляться в рамках платежной услуги по приему и обработке платежей, совершаемых с использованием электронных денег (подпункт 8) пункта 1 статьи 12 Закона о платежах). Однако данный вид услуги платежными агентами не оказывается.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Я, Рамазанов Сериккали Кайраткалиевич прошу Вас посодействовать в моем вопросе, дело в том, что я являюсь индивидуальным предпринимателем и не могу работать по финансовой части так, как Halyk Bank заблокировал мои данные в мобильном приложении и не могу работать онлайн. Ведь, чтобы не заблудиться в бюрократических лабиринтах и не потерять по пути веру в себя или найти помощь, мы обращаемся к государству, думая что меня поддержать в моем маленьком бизнесе. На себе пришлось испытать трудности финансового характера, то есть как заблокировали мой личный кабинет вышеуказанном приложении приходиться все время в обращаться в банк либо пользоваться услугами банкомата, где мне очень не удобно и занимает много времени. Прошу вас урегулировать мой вопрос, стоить отметить мною как добропорядочный гражданин РК был оплачен налог о доходах на 2022 года в полном объеме. Также за первый квартал 2023 года было оплачено. Кроме того я непосредственно обращался Halyk Bank по моему вопросу, однако отказали и порекомендовали обратится вышестоящий орган. Прилагаю сопотствующие документы

Вопрос: СЕРИККАЛИ РАМАЗАНОВ
Категория: Платежные системы

В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, в том числе защиту прав потребителей финансовых услуг. В связи с чем, по изложенному в Вашем обращении вопросу рекомендуем обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Добрый день! Вопрос касательно перевода денег юридическим лицом (ТОО) по платежному поручению в системе Онлайн-Банкинг, где данные Бенефециара (Налоговый комитет районный) указаны не верно, а именно БИН (указан ИИН физ.лица), Кбе (Код бенефециара), КНП (Код назначения платежа) и КБК (Код бюджетной классификации), при этом Бенефециаром указан -Налоговый комитет районный, но денежные средства переводятся физическому лицу. Насколько эти переводы правмерны со стороны Банка отправителя? Благодарю заранее за Ваш ответ!

Вопрос: Майра Рустемова
Категория: Платежные системы

Порядок осуществления банками безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан определены Правилами осуществления безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 208 (далее – Правила № 208).

Согласно подпункту 4) пункта 80 Правил № 208 банк отправителя денег при исполнении платежного документа может отказать в его исполнении, в том числе в случае несоответствия ИИН (БИН) отправителя денег, указанного в платежном документе в уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет с данными, предоставляемыми органом государственных доходов.

Таким образом, банк отправителя денег при исполнении платежного документа проверяет соответствие ИИК, ИИН (БИН), наименования только своего клиента, то есть отправителя денег на соответствие реквизитам, указанным в платежном документе, и вправе отказать в его исполнении в случаях несоответствия вышеуказанных реквизитов.

В свою очередь, обязанность проверки соответствия реквизитов получателя денег возложена на банк бенефициара, и в случае несоответствия ИИК, ИИН (БИН) реквизитам бенефициара его обслуживающий банк на основании пункта 81 Правил № 208 отказывает в исполнении платежного документа (в приеме платежа/перевода).

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Наверх