Инфляция

Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. На инфляцию оказывает влияние множество внутренних и внешних факторов, в том числе уровень деловой активности, разрыв выпуска (разница  между фактическим ВВП и его потенциальным уровнем), производительность труда, денежные доходы населения, уровень занятости, степень конкуренции на рынках, обеспеченность товарами и услугами, инфляционные ожидания населения, цены на мировых товарных рынках и другие факторы.

Для расчета инфляции используется индекс потребительских цен (ИПЦ) – показатель изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для потребления (потребительская корзина). ИПЦ рассчитывается Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

Инфляционные ожидания

Инфляционные ожидания – это предположения населения и участников рынка о дальнейшей динамике инфляции. Предположения о возможном уровне инфляции в будущем оказывают влияние на экономическую деятельность населения и рынка. Поэтому одной из задач Национального Банка в рамках режима инфляционного таргетирования является управление инфляционными ожиданиями и их якорение. Якорение ожиданий подразумевает, что ожидаемая населением, бизнесом, экспертами инфляция является стабильной и низкой.

Если инфляционные ожидания заякорены, то участники рынка будут стремиться размещать свои деньги в производство, инвестиционные проекты, финансовые операции. Если инфляционные ожидания являются незаякорененными, то участники рынка будут вкладывать свои деньги в товары, недвижимость, стабильную иностранную валюту, а также в другие ценности, стоимость которых не зависит от уровня инфляции в стране.

С января 2016 года проводится опрос населения, направленный на измерение инфляционных ожиданий в Казахстане. Ежемесячный опрос осуществляется среди взрослого населения путем телефонного интервью, в которых принимает участие 1500 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечивается разделением респондентов по таким категориям как регион (все областные центры, а также города Астана, Алматы, Семей), возраст и занятость. Количество респондентов в каждой категории приближено к данным согласно официальной статистике Республики Казахстан.

Количественная оценка складывающихся ожиданий населения осуществляется путем квантификации, то есть придания результатам численного значения посредством построения соответствующих индексов с помощью вероятностного метода.

Инфляционные ожидания

 

Наверх